16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией FIAT
и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области
разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект
строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением
определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с
кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определен Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Летом 1966 года проходило первое знакомство отечественных специалистов с итальянским автомобилем.
В ходе испытаний на наших дорогах у автомобилей выявились серьезные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет
и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин
на проселке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель —
абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития
конструкции. Все замечания наших специалистов были учтены итальянскими
конструкторами.
Не менее серьезным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской
(передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более
современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрен открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП.
Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа
благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные
спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи
владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль
первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103).
В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также
ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в
конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он
получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне
полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Происхождение названия
Нормаль 1966 года
Необходимо отметить, что ВАЗовские первенцы оказались первыми
отечественными автомобилями, к которым был применен новый отраслевой
документ — нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения подвижного состава:
каждой новой модели автомобиля или прицепа присваивается индекс,
состоящий из четырех цифр, где первые обозначают класс автомобиля
(прицепа) и его назначение. Вторые две цифры — модель. Модификации
моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер
модификации. Шестая цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата,
6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное
исполнение для тропического климата, 8 и 9 — резерв для других
экспортных модификаций. Некоторые машины имеют в своем обозначении через
тире приставку 01, 02, 03 и т. д., указывающие на то, что модель или
модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
Перед цифровым индексом обычно ставится буквенные обозначения завода,
разрабатывавшего или выпускающего данную модель. Например, индекс
автомобиля ВАЗ-21011 расшифровывается так: ВАЗ — производитель: Волжский
автозавод; 21 — автомобиль малого класса с двигателем от 1200 до 1800
см³; 01 — первая модель зарегистрированная в этом классе; 1 — первая
модификация базового автомобиля, отличающаяся установкой другого
двигателя, в данном случае объемом 1300 см³.
«Жигули»
Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года.
Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули»,
предложенное конструктором А. М. Черным, было утверждено директором
завода В. Н. Поляковым еще в начале 1967 года. Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.
В народе к ВАЗ-2101 в разное время приклеились два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».
